Venus-Med.ru

Питание при лучевой терапии - как оказать первую медицинскую помощь человеку | Кровотечения: классификация кровотечений

Медицинская лента

Опрос


Обязательно
На его усмотрение
Не нужно


Медицинские новости

Счетчики

Медицинские статьи > Новости медицины > Система высшего медицинского образования в России первой половины XIX века
ДатаДата: 31 августа 2015

Система высшего медицинского образования в России первой половины XIX векаВ начале XIX в. подготовка врачей в России осуществлялась преимущественно на базе медицинского факультета Московского университета и Петербургской медико-хирургической академии. Развитие медицины и здравоохранения в России XIX века, постоянно растущая потребность в медицинских кадрах (к началу XIX в. штатный дефицит их составил 475 лекарей, а реально дефицит был еще больше) обусловили заметное расширение сети высших учебных медицинских заведений.

Так, уже в первые годы XIX столетия медицинские факультеты открываются при Дерптском (1802), Виленском (1803), Казанском (1804), Харьковском (1805), Киевском (1814) университетах. Кроме того, подготовка высших медицинских кадров производилась в стенах не только Петербургской, но и Московской и Виленской медико-хирургических академий.

Как известно, в системе преподавания научных дисциплин в университетах и академиях существовали концептуальные отличия. Если академии выпускали из своих стен врачей, подготовленных для военной и гражданской практики, то университеты — представителей интеллектуальной элиты, способных заниматься не только врачебной практикой, но и научно-преподавательской деятельностью.

Различия между этими типами учебных заведений состояли и в том, что руководство ими осуществляли разные ведомства. Так, университеты, согласно Уставу 1835 г., находились в ведении Министерства народного просвещения, Петербургская академия подчинялась и находилась на содержании Военного ведомства, а Московская и Виленская медико-хирургические академии принадлежали Министерству внутренних дел. Такое многоначалие существенно усложняло решение различных вопросов, касающихся учебного процесса, деятельности учебных медицинских заведений в целом.

Несовершенство сложившейся системы высшего медицинского образования выражалось, в частности, в разрешении чиновникам, представлявшим Медицинский департамент и Медицинский совет, присуждать ученые степени без испытания, что открывало возможности для коррупции и снижения действительного уровня знаний и подготовленности к практике соискателей.

Это явилось серьезным поводом к принятию правительством контрмер. Например, положение о Медицинском совете 1836 г. лишило совет права на подобную практику, а 27 апреля 1840 г. последовал указ Николая I (с подачи министра народного просвещения С.С. Уварова) о передаче находившихся в ведении Министерства внутренних дел Московской и Виленской медико-хирургических академий в управление Министерства народного просвещения.

Данное решение в перспективе резко ограничило влияние Министерства внутренних дел на процесс формирования высших медицинских кадров Империи. В результате последующих преобразований Виленская академия вошла в состав медицинского факультета Киевского университета Св. Владимира. Во второй половине 1840-х — начале 1850-х годов произошло слияние Московской медико-хирургической академии с медицинским факультетом Московского университета.

Здоровье - самый ценный и неподкупный человеческий ресурс! Не болейте и берегите себя, ведь никакие деньги его не купят! Прислушивайтесь, что говорят ваши внутренние органы, своевременно проходите обследование и диспансеризацию - это бесценный вклад в долголетие и беспроблемную жизнь. Сейчас медицина России развивается очень активно и пройти диспансеризацию можно абсолютно бесплатно. Все медицинские статьи на сайте Venus-Med.ru носят ознакомительный характер, проконсультируйтесь с врачом прежде, чем заниматься самолечением. Так же, портал о медицине рекомендует вам Система высшего медицинского образования в России первой половины XIX века как отличную альтернативу многим статьям о медицине в сети Интернет, так как иногда очень приятно, расслабиться и почитать что-то новое и интересное. Чтение полезно и развивает мозговую деятельность. Медицинская статья подготовлена и размещена на сайте http://venus-med.ru




Поделись новостью с друзьями и знакомыми, может ты спасёшь чью-то жизнь!